Главы из книги «Городокское приволье». Наш дом

 

Глава 1. Наш дом

Мы построили свой дом[1] в ближайшем пригороде Санкт-Петербурга, у подножия юкковских холмов, на берегу заросшего озера. Солнце проплывает за нашими окнами. И ветра шумят над высокой крышей. И тучи приносят то грозу, то дождь, то снег.

Наполненный человеческими голосами, плывёт наш дом по волнам моря житейского и укрывает нас от бурь, дождей и гроз. «Да, не в том чудо, что дом укрывает нас и греет, что эти стены наши. Чудо в том, что незаметно он передаёт нам запасы нежности — и она образует в сердце, в самой его глубине, неведомые пласты, где, точно воды родника, рождаются грёзы…»[2].

Город безжалостно пожирает свои пригороды, всё дальше вторгаясь в Ленинградскую область. Стройка жилых комплексов уже переступила кольцевую автодорогу и уверенно занимает бывшие колхозные поля. Новостройки раскинулись на десятки километров, и тромбы машинных заторов закупоривают артерии больших и малых дорог. Словно громыхающая линия фронта, подступают высотки человеческих ульев к нашему убежищу.

Всё сильнее шумит кольцевая автодорога, всё громче скрежещет бесконечная стройка. И звуки эти неумолимо вторгаются в жизненное пространство некогда тихих деревень. Но нарастающий гул города пока ещё не в силах заглушить шум ветра, шелест листвы, пение птиц и плеск воды в пруду у нашего дома. Иногда рёв взлетающих с военного аэродрома самолётов взрывает небесную тишину. Но призрачный след боевых машин быстро тает в небе — и тишина вновь опускается на землю…

Утром я открываю внутренние двери восточных комнат, чтобы дом наполнился солнцем. Распахиваю окна — и солнечный ветер[3] приносит запахи цветов и трав. Я вижу, как живое солнце бродит по саду. В такие летние дни я уверен, что Санкт-Петербург — самый солнечный город мира! Просто триста дней в году солнце скрыто у нас за тучами. Но если мысленно подняться над облаками, то в синеве небес обязательно увидишь щедро разлитый солнечный свет.

Никогда раньше в Юкках[4] не было православной церкви, хотя деревня наша старше Петербурга. И тогда по благословению духовного отца протоиерея Василия Лесняка[5] мы решили устроить у себя в доме церковь Всех святых[6]. А через три года в небесах над Юкками явилась Богородица[7]. Затмевая Своим сиянием свет восходящего солнца, Она проплыла по небу и опустила Свой мафорий[8] над домом и местом будущего храма[9]. Позже нам стало известно, что в то же время Царица Небесная явилась в веси Радово близ Архангельска[10], где теперь возведено Покровское женское подворье Соловецкого монастыря.

В 2004 году было получено благословение митрополита Владимира[11] на возведение церкви Рождества Иоанна Предтечи[12] в Юкках. Здесь выкопали котлован, освятили крест[13], и строительство замерло на пять лет. За эти годы сменилось восемь настоятелей.

Накануне очередного храмового праздника глава волости[14] попросил меня организовать Божественную литургию для местных жителей в нашей домовой Всехсвятской церкви. В ближайшие четыре года, пока строился храм, в доме вырастал приход[15], который возглавил живший у нас отец Михаил Уляхин[16].

По представлению протоиерея Льва Нероды[17], окормлявшего строительство Иоанно-Предтеченского храмового комплекса, я был назначен председателем Приходского совета[18]. Вскоре произошла закладка фундамента[19], и уже через два года в ещё строящемся храме начались ежедневные богослужения[20].

Всем миром мы преодолели многочисленные трудности и построили дивную пятикупольную шатровую церковь[21] под колокола[22] по проекту академика В. Ф. Назарова[23].

Мы радуемся, что храм на горе и дом под горой находятся под покровом Царицы Небесной. Когда я служу у престола, то благодарю Бога за эту великую милость и за то, что Ветер Радости наполняет наш храм и — наш дом…

  1. [1]Строительство было начато в 1993 г., а в 1996-м мы уже жили в ещё строящемся доме.
  2. [2]Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей (1938).
  3. [3]Солнечный ветер (Solar wind) — поток ионизированных частиц (в основном гелиево-водородной плазмы), истекающий из солнечной короны со скоростью 300−1200 км/с в окружающее космическое пространство. Яв­ляется одним из основных компонентов межпланетной среды.
  4. [4]История земель, на которых сейчас расположено муниципальное образование «Юкко́вское сельское поселение», уходит в глубокую древность. В IX−XIII вв. по этим землям, относившимся к Новгородской республике, частично проходил так называемый Выборгский тракт — сухопутная часть известного с VIII в. пути «из варяг в греки». В дальнейшем за этой территорией закрепилось название Ингрия, или Ингерманландия. Существуют разные гипотезы о происхождении данного топонима: от названия реки Ижора; от имени сына Рюрика — Ингоря (Игоря Рюриковича; IX−X вв.); от имени шведской принцессы Ингигерды (XI в.), супруги великого князя Ярослава Мудрого, получившей данные земли в качестве приданого. Страна «Ингрия» и её жители — «ингры» впервые упоминаются в письменных источниках конца XII в. в буллах римского папы Александра III. Предшествующие названия ныне существующих в этих местах селений встречаются на шведских и русских картах XVI−XVIII вв. Многолетние русско-шведские конфликты привели к тому, что данные земли неоднократно переходили от России к Швеции и обратно, а также заселялись крестьянами из Южной Финляндии. После того как территория окончательно вошла в состав Российской империи, здесь мирно сосуществовали представители разных этнических групп. Слово «Юкки́» финского происхождения, существует несколько версий возникновения данного топонима. По одной из них «юкки» в переводе с финского означает «бугры, холмы», что отражает подлинный рельеф окрестностей Юкков — песчаные холмы-камы ледникового происхождения. Другая версия, что «юкки» — это «горный ветер, веющий с поросших вереском холмов». За живописность пейзажей, напоминающих Швейцарию, данную местность также называли «Русской Швейцарией». Но нам представляется, что название нашей деревни происходит от распространённого финского мужского имени — Ю́кка (фин. Jukka), которое возникло как вариант имени Йоханнес и пришло в Финляндию из Швеции с распространением христианства. Возможно, поэтому деревня Юкки у финнов — это то же, что у русских деревня Ивановка. В «Путеводителе по северным окрестностям Ленинграда. Финляндская и Приморская ж. д.» сказано: «В Юкках большую часть населения составляли финны. В 1911 г. из материала от разобранного в 1906 г. старого деревянного парголовского вокзала здесь была построена лютеранская кирха (арх. А. Бранд). Приход насчитывал около 4000 членов». Во время войны здание было разрушено, а в 1996 г. построена и передана финской общине новая деревянная кирха. К началу ХХ в. за Юкками прочно закрепилась слава прекрасного дачного посёлка. «По холмам, окружающим озеро, мелькали красивые дачки, владельцами которых были в основном немцы — фон Геге, Однер, ювелир Фаберже и др.». Поэт А. Блок в одном из своих писем сообщает: «прошли пешком из Левашова в Юкки…». Летом на эстраде юкковского ресторана «Каприз» выступал с концертами известный певец Ф. И. Шаляпин, а зимой он катался на лыжах по юкковским холмам, так как был членом клуба любителей лыжного спорта «Полярная звезда». По официальным данным, в 1929 г. в Юкковском сельском поселении Парголовского района проживало 1234 финна, 155 русских и 15 представителей других национальностей. В годы Великой Отечественной войны из Юкков по Дороге жизни было эвакуировано практически всё мирное население, а на территории деревни располагались войска противовоздушной обороны 23-й армии, защищавшие блокадный Ленинград от воздушных налётов, и было развёрнуто несколько военных госпиталей. В настоящее время Юкковское сельское поселение является одним из самых больших по территории поселений во Всеволожском районе Ленинградской области — его площадь составляет свыше 15 500 га. Особенность географического положения Юкков в том, что они непосредственно граничат с Петербургом. И это исторически определяет основной вектор их развития в качестве зоны дачно-рекреационного и оздоровительного отдыха для жителей одного из мегаполисов Российской Федерации.
  5. [5]Протоиерей Василий Григорьевич Лесня́к (1928−1995) — в то время настоятель Спасо-Парголовского храма Ленинградской и Ладожской епархии.
  6. [6]Всехсвятская домовая церковь в Юкках была создана в 1995 г. Сейчас она даже значится в «Яндекс. Картах».
  7. [7]Это чудо случилось в день памяти Владимирской иконы Божией Матери — 7 июля 1998 г., накануне праздника Рождества Иоанна Крестителя, за одиннадцать лет до начала строительства Иоанно­-Предтеченского храма.
  8. [8]Мафо́рий (др.-греч. ὠμοφόριον от ὦμος — плечо и φόρος — несущий) — широкий плат Богородицы, спускающийся Ей на плечи. В русской традиции также переводится как «покров».
  9. [9]Об этом мы узнали из рассказа нашего прихожанина Сергея Валентиновича Захарова через 14 лет после явления и через три года после начала строительства храма. В то время Сергей не был воцерковлен и называл Богородицу — Дева Мария.
  10. [10]См. сайт Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. URL: http://solovki-monastyr.ru/spp/podvore-v-radovo/.
  11. [11]Митрополит Владимир (в миру Владимир Саввич Котляро́в; род. 1929) — архиерей Русской Православной Церкви на покое; бывший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; с 2014 г. — почетный настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. Является старейшим архиереем РПЦ по дате хиротонии.
  12. [12]Празднование Рождества честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — самого чтимого святого после Богородицы — установлено Православной Церковью 7 июля.
  13. [13]Крест на месте строительства храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках был освящён в 2004 г.
  14. [14]Глава муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области в то время — Игорь Викторович Петров, ныне первый вице-губернатор Ленинградской области.
  15. [15]Первая Божественная литургия в Юкках была отслужена в нашем доме 7 июля 2007 г., в праздник Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В это время здесь жил прото­иерей Михаил Николаевич Уля́хин, который и возглавил эту службу.
  16. [16]Протоиерей Михаил Николаевич Уля́хин (1923−2012) — в то время состоявший на покое клирик Полоцкой и Глубокской епархии, бывший благочинный г. Полоцка.
  17. [17]Протоиерей Лев Михайлович Неро́да (род. 1952) — настоятель собора Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных в пос. Токсово, ныне благочинный Токсовского благочиния Выборгской епархии.
  18. [18]Решением митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) от 21 августа 2008 г. и последующим благословением епископа Выборгского и Приозерского Игнатия (Пунина).
  19. [19]День начала строительства — 22 апреля 2009 г.
  20. [20]Первая Божественная литургия здесь состоялась 19 апреля 2011 г., в Великий Вторник на Страстной седмице, в нижней церкви священномученика Киприана и мученицы Иустины храмового комплекса в Юкках.
  21. [21]Церковь Рождества Иоанна Крестителя с приделом священномученика Киприана и мученицы Иустины, а также крестильный храм святителя Григория, архиепископа Омиритского и часовню Покрова Пресвятой Богородицы. В будущем мы надеемся построить храмовый комплекс с внутренним храмом в честь святителя Спиридона, архиепископа Тримифунтского.
  22. [22]И́же под колоко́лы («который под колоколами», также под звоном, подколокольный храм) — архи­тектурный тип храма, получивший широкое распространение в русском церковном зодчестве в конце XV — первой половине XVI в. Отличительный признак храма типа «иже под колоколы» — ярус звона в нём сооружается над самим помещением храма. Колокольня юкковского храма состоит из 20 колоколов общим весом 20 тонн, главный колокол весит 8 тонн.
  23. [23]Валентин Фёдорович Назаров (1932−2015) — академик архитектуры, народный архитектор Российской Федерации, заслуженный архитектор РСФСР, лауреат Международной премии сэра Патрика Аберкромби (аналог Нобелевской премии в области архитектуры), автор генерального плана Санкт-Петербурга 2005 г.